01.02.2022
Организация работы в МАДОУ «Детский сад №11»
по профилактике жесткого обращения с детьми
Что же такое насилие? Это форма принуждения
со стороны одного человека по отношению к другому с целью приобретения или
сохранения определенных льгот или привилегий, завоевания любого господства.
Виды насилия над детьми:
· жестокое обращение с детьми;
· пренебрежение основными нуждами ребенка;
· оставление ребенка в опасности
Жестокое обращение с детьми – действие
(или бездействие) родителей и других лиц, наносящее ущерб физическому или
психическому здоровью ребенка (побои, избиение, угрозы в их адрес, внушение
чувства страха и тд.), а также покушение на их половую неприкосновенность.
Жестокое обращение может проявляться в применении недопустимых приемов
воспитания детей, причиняющих вред их нравственному развитию, а равно в
пренебрежительном, грубом обращении, унижающем человеческое достоинство.
Виды жестокого обращения:
I. Физическое насилие — преднамеренное нанесение физических
повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи)
нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.
Особенности психического состояния и
поведения ребенка при физическом насилии:
· боязнь физического контакта со взрослыми;
· стремление скрыть причину травм;
· плаксивость, одиночество, отсутствие
друзей;
· негативизм, агрессивность, жестокое
обращение с животными.
II. Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия
или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения
последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт
не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает
свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Особенности психического состояния и
поведения ребенка при сексуальном насилии:
· несвойственные возрасту знания о
сексуальном поведении, несвойственные характеру сексуальной игры;
· стремление полностью закрыть свое тело;
· депрессия, низкая самооценка.
III. Психологическое (эмоциональное)
насилие – периодическое, длительное или постепенное психическое воздействие
на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию
патологических черт характера. К психическому насилию относятся:
· открытое неприятие и постоянная критика
ребенка;
· угрозы в адрес ребенка, проявляется в
словесной форме;
· замечания, высказанные в оскорбительной
форме, унижающие достоинство ребенка;
· преднамеренная физическая или социальная
изоляция ребенка;
· ложь или невыполнение взрослыми своих
обещаний;
· однократное грубое психологическое
воздействие, вызывающее у ребенка психологическую травму.
Особенности психического состояния и
поведения ребенка при психологическом (эмоциональном) насилии:
· постоянно печальный вид, длительное подавленное
состояние;
· различные соматические заболевания;
· беспокойство, тревожность, нарушение сна;
· агрессивность;
· склонность к уединению, неумение общаться;
· задержка физического и умственного
развития;
· нервный тик, энурез.
Действия сотрудников образовательных
учреждений при выявлении фактов жестокого обращения с ребенком.
1.
В течение 1 часа с момента выявления признаков жестокого обращения с
несовершеннолетним педагогический работник сообщает руководителю
образовательного учреждения и социальному педагогу о выявленном случае.
2.
В течение 1 часа с момента получения информации о выявлении признаков
жестокого обращения с несовершеннолетним руководитель образовательного
учреждения организует проведение медицинской оценки состояния ребенка,
подвергшегося жестокому обращению, зафиксировав данные в медицинской справке.
3.
В течение 1 часа с момента фиксирования факта жестокого обращения
руководитель образовательного учреждения сообщает по телефону, затем в течение
дня направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в
территориальный орган внутренних дел, органы опеки и попечительства,
муниципальную КДНиЗП.
4.
В течение 1 дня со дня выявления факта жестокого обращения социальный
педагог проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по
результатам которого составляет акт обследования.
5.
В случае если на момент факта жестокого обращения несовершеннолетний
находился на внутриведомственном учете в «группе риска», руководитель
образовательного учреждения инициирует внесение дополнительных мероприятий в
индивидуальную программу сопровождения семьи, включив мероприятия по оказанию
помощи несовершеннолетнему, подвергшемуся жестокому обращению и его семье.
Пренебрежение основными нуждами ребенка – один из видов жестокого обращения,
характеризующийся отсутствием со стороны родителей или лиц их заменяющих,
заботы о ребенке, а также недобросовестное выполнение обязанностей по
воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются
(родители или законные представители не обеспечивают условий для оказания своевременной
медицинской помощи, посещения ребенком образовательного учреждения, не
обеспечивают питанием и одеждой в соответствии с возрастом ребенка и т.д.).
Виды пренебрежений нуждами ребенка:
· Пренебрежение физическими
потребностями – когда ребенка недостаточно кормят, часто оставляют
голодным, не одевают или одевают несоответственно погоде, когда ребенок
проживает в антисанитарных условиях.
· Пренебрежение медицинской помощью
— отсутствие ухода за больным ребенком, когда ребенка не лечат, постоянно
забывают давать лекарства, не могут организовать вакцинацию, не обеспечивают
условий для оказания медицинской помощи.
· Недостаточный контроль – оставление
ребенка без присмотра, приводящее к высокому риску несчастного случая, частое
оставление ребенка на попечение посторонних лиц из – за нежелания родителя
заботиться о ребенке, случаи проживания родителей или законных представителей
отдельно от ребенка в течение длительного времени.
· Нахождение ребенка в опасной или вредной
для него среде – от экологической обстановки до оставления его в
асоциальной среде.
·Пренебрежение эмоциональными потребностями
ребенка в любви и внимании.
· Пренебрежение потребностями в образовании и
обучении – когда родители не обеспечивают условий для посещения ребенком
ДОУ, допускают пропуски занятий в ДОУ без уважительных причин.
· Употребление матерью во время беременности
и кормления алкоголя или наркотиков.
Особенности психического состояния и
поведения ребенка:
· задержка речевого и моторного развития;
· постоянный голод;
· требования ласки и внимания;
· низкая самооценка, низкая успеваемость;
· агрессивность;
· утомленный, сонный вид;
· санитарно-гигиеническая запущенность;
· отставание в физическом развитии;
· частая вялотекущая заболеваемость.
Действия сотрудников образовательных
учреждений при выявлении фактов пренебрежения основными нуждами ребенка.
· В случае выявления сотрудником ДОУ фактов
пренебрежения нуждами ребенка (например пропуски ДОУ) воспитатель в течение 3
рабочих дней устанавливает причины выявленных нарушений и предупреждает
родителей (законных представителей) об ответственности за ненадлежащее
выполнение родительских прав.
· В случае если родитель не принимает мер к
устранению нарушений по истечении 3 рабочих дней после предупреждения об
ответственности, воспитатель ДОУ сообщает о пренебрежении нуждами ребенка
руководителю ОУ, социальному педагогу и специалисту муниципальной КДНиЗП.
· В случае если сотрудником ДОУ выявлен факт
проживания ребенка отдельно от законных представителей (в том числе факт
проживания с родственниками, не являющимися законными представителями ребенка)
сотрудник ОУ в течение 1 дня сообщает о данном факте руководителю и социальному
педагогу ДОУ.
Оставление ребенка в опасности
– заведомое оставление без помощи ребенка, находящегося в состоянии,
опасном для жизни или здоровья.
Рекомендации по определению признаков
оставления ребенка в опасности.
· Ребенок нуждается в неотложной медицинской
помощи (имеет повреждения или обострение заболевания или находится в состоянии
истощения и тд)
· Ребенок до 3 лет находится без надлежащего
ухода, что угрожает его физическому здоровью.
· Ребенок в течение длительного времени
находится дома без надзора взрослых.
· Ребенок остается голодным в течение
длительного времени.
· Ребенок находится на улице без взрослых в
условиях опасных для его жизни и здоровья или с угрозой высокого риска
несчастного случая.
· Ребенок, имеющий серьезные соматические или
психические расстройства и нуждающийся в получении медицинской помощи, не
получает ее, что может в ближайшее время привести к нарушению физического или
психического здоровья.
Незамедлительные меры, направленные на
обеспечение безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего при оставлении в
опасности.
В зависимости от степени угрозы жизни и
здоровью несовершеннолетнего необходимо:
· Исключить факторы опасности для жизни и
здоровья ребенка.
· Обеспечить безопасное пребывание
несовершеннолетнего.
· При необходимости принять незамедлительные
меры по оказанию медицинской или иной помощи, которая необходима
несовершеннолетнему.
· Сообщить о факте оставления ребенка в
территориальный орган МВД России.
· Принять меры по установлению родителей
(законных представителей) несовершеннолетнего либо установлению места их
нахождения.