ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ

01.02.2022

Организация работы в МАДОУ «Детский сад №11»

по профилактике жесткого обращения с детьми

 

Что же такое насилие? Это форма принуждения со стороны одного человека по отношению к другому с целью приобретения или сохранения определенных льгот или привилегий, завоевания любого господства.

Виды насилия над детьми:

·  жестокое обращение с детьми;

·  пренебрежение основными нуждами ребенка;

·  оставление ребенка в опасности

Жестокое обращение с детьми – действие (или бездействие) родителей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка (побои, избиение, угрозы в их адрес, внушение чувства страха и тд.), а также покушение на их половую неприкосновенность. Жестокое обращение может проявляться в применении недопустимых приемов воспитания детей, причиняющих вред их нравственному развитию, а равно в пренебрежительном, грубом обращении, унижающем человеческое достоинство.

 

Виды жестокого обращения:

 

I. Физическое насилие — преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.

Особенности психического состояния и поведения ребенка при физическом насилии:

·  боязнь физического контакта со взрослыми;

·  стремление скрыть причину травм;

·  плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;

·  негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными.

 

II. Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Особенности психического состояния и поведения ребенка при сексуальном насилии:

·  несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, несвойственные характеру сексуальной игры;

·  стремление полностью закрыть свое тело;

·  депрессия, низкая самооценка.

III. Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постепенное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. К психическому насилию относятся:

·  открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

·  угрозы в адрес ребенка, проявляется в словесной форме;

·  замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

·  преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

·  ложь или невыполнение взрослыми своих обещаний;

·  однократное грубое психологическое воздействие, вызывающее у ребенка психологическую травму.

Особенности психического состояния и поведения ребенка при психологическом (эмоциональном) насилии:

·  постоянно печальный вид, длительное подавленное состояние;

·  различные соматические заболевания;

·  беспокойство, тревожность, нарушение сна;

·  агрессивность;

·  склонность к уединению, неумение общаться;

·  задержка физического и умственного развития;

·  нервный тик, энурез.

 

Действия сотрудников образовательных учреждений при выявлении фактов жестокого обращения с ребенком.

1.                   В течение 1 часа с момента выявления признаков жестокого обращения с несовершеннолетним педагогический работник сообщает руководителю образовательного учреждения и социальному педагогу о выявленном случае.

2.                   В течение 1 часа с момента получения информации о выявлении признаков жестокого обращения с несовершеннолетним руководитель образовательного учреждения организует проведение медицинской оценки состояния ребенка, подвергшегося жестокому обращению, зафиксировав данные в медицинской справке.

3.                   В течение 1 часа с момента фиксирования факта жестокого обращения руководитель образовательного учреждения сообщает по телефону, затем в течение дня направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в территориальный орган внутренних дел, органы опеки и попечительства, муниципальную КДНиЗП.

4.                   В течение 1 дня со дня выявления факта жестокого обращения социальный педагог проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляет акт обследования.

5.                   В случае если на момент факта жестокого обращения несовершеннолетний находился на внутриведомственном учете в «группе риска», руководитель образовательного учреждения инициирует внесение дополнительных мероприятий в индивидуальную программу сопровождения семьи, включив мероприятия по оказанию помощи несовершеннолетнему, подвергшемуся жестокому обращению и его семье.

Пренебрежение основными нуждами ребенка – один из видов жестокого обращения, характеризующийся отсутствием со стороны родителей или лиц их заменяющих, заботы о ребенке, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются (родители или законные представители не обеспечивают условий для оказания своевременной медицинской помощи, посещения ребенком образовательного учреждения, не обеспечивают питанием и одеждой в соответствии с возрастом ребенка и т.д.).

Виды пренебрежений нуждами ребенка:

·  Пренебрежение физическими потребностями – когда ребенка недостаточно кормят, часто оставляют голодным, не одевают или одевают несоответственно погоде, когда ребенок проживает в антисанитарных условиях.

·  Пренебрежение медицинской помощью — отсутствие ухода за больным ребенком, когда ребенка не лечат, постоянно забывают давать лекарства, не могут организовать вакцинацию, не обеспечивают условий для оказания медицинской помощи.

·  Недостаточный контроль – оставление ребенка без присмотра, приводящее к высокому риску несчастного случая, частое оставление ребенка на попечение посторонних лиц из – за нежелания родителя заботиться о ребенке, случаи проживания родителей или законных представителей отдельно от ребенка в течение длительного времени.

·  Нахождение ребенка в опасной или вредной для него среде – от экологической обстановки до оставления его в асоциальной среде.

·Пренебрежение эмоциональными потребностями ребенка в любви и внимании.

·  Пренебрежение потребностями в образовании и обучении – когда родители не обеспечивают условий для посещения ребенком ДОУ, допускают пропуски занятий в ДОУ без уважительных причин.

·  Употребление матерью во время беременности и кормления алкоголя или наркотиков.

Особенности психического состояния и поведения ребенка:

·  задержка речевого и моторного развития;

·  постоянный голод;

·  требования ласки и внимания;

·  низкая самооценка, низкая успеваемость;

·  агрессивность;

·  утомленный, сонный вид;

·  санитарно-гигиеническая запущенность;

·  отставание в физическом развитии;

·  частая вялотекущая заболеваемость.

 

Действия сотрудников образовательных учреждений при выявлении фактов пренебрежения основными нуждами ребенка.

·  В случае выявления сотрудником ДОУ фактов пренебрежения нуждами ребенка (например пропуски ДОУ) воспитатель в течение 3 рабочих дней устанавливает причины выявленных нарушений и предупреждает родителей (законных представителей) об ответственности за ненадлежащее выполнение родительских прав.

·  В случае если родитель не принимает мер к устранению нарушений по истечении 3 рабочих дней после предупреждения об ответственности, воспитатель ДОУ сообщает о пренебрежении нуждами ребенка руководителю ОУ, социальному педагогу и специалисту муниципальной КДНиЗП.

·  В случае если сотрудником ДОУ выявлен факт проживания ребенка отдельно от законных представителей (в том числе факт проживания с родственниками, не являющимися законными представителями ребенка) сотрудник ОУ в течение 1 дня сообщает о данном факте руководителю и социальному педагогу ДОУ.

 

Оставление ребенка в опасности – заведомое оставление без помощи ребенка, находящегося в состоянии, опасном для жизни или здоровья.

Рекомендации по определению признаков оставления ребенка в опасности.

·  Ребенок нуждается в неотложной медицинской помощи (имеет повреждения или обострение заболевания или находится в состоянии истощения и тд)

·  Ребенок до 3 лет находится без надлежащего ухода, что угрожает его физическому здоровью.

· Ребенок в течение длительного времени находится дома без надзора взрослых.

· Ребенок остается голодным в течение длительного времени.

·  Ребенок находится на улице без взрослых в условиях опасных для его жизни и здоровья или с угрозой высокого риска несчастного случая.

·  Ребенок, имеющий серьезные соматические или психические расстройства и нуждающийся в получении медицинской помощи, не получает ее, что может в ближайшее время привести к нарушению физического или психического здоровья.

Незамедлительные меры, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего при оставлении в опасности.

В зависимости от степени угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего необходимо:

·  Исключить факторы опасности для жизни и здоровья ребенка.

· Обеспечить безопасное пребывание несовершеннолетнего.

·  При необходимости принять незамедлительные меры по оказанию медицинской или иной помощи, которая необходима несовершеннолетнему.

·  Сообщить о факте оставления ребенка в территориальный орган МВД России.

·  Принять меры по установлению родителей (законных представителей) несовершеннолетнего либо установлению места их нахождения.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти